Турпортал Svali.ru   |   Поиск туров, описание туров, заказ, цена Туры   |   Бронирование отелей по всему миру, описание отелей, фото отелей Отели   |   Бронирование авиабилетов Авиабилеты   |    Метеоновости   |    Информеры   |    RuMeteo.ru

   сделать стартовой     добавить в избранное
Туристический портал Svali.ruТуристический портал Svali.ru Svali.ru
  
  

ГЛАВНАЯ

КУДА ПОЕХАТЬ?

КАТАЛОГ СТРАН

(описание, города, карты, фото, погода, климат)

АВИАБИЛЕТЫ

(поиск,бронирование авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы)

ПОИСК ТУРОВ

(каталог туров, описание, заказ, цены)

БРОНИРОВАНИЕ ОТЕЛЕЙ

(бронирование, описание, фото, туры, справочник категорий и сокращений)

КАТАЛОГ ГОРОДОВ

      ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ

Россия

Богоявленская церковь, Ярославль, Россия.

Богоявленская церковь, Ярославль, Россия.

Остров Большой Соловецкий, Соловецкие острова (Соловки), Архангельская область, Россия.

Остров Большой Соловецкий, Соловецкие острова (Соловки), Архангельская область, Россия.

все фото (296) 


Рассказы путешественников Россия

[Каталог стран Россия]

 Россия - рассказы туристов
 добавить рассказ  все рассказы  Мои рассказы


Дом Гончаровых, Россия. (450x600 107Kb)

Ворота парка, Россия. (600x450 123Kb)

Английский пейзажный парк, Россия. (450x600 148Kb)

Пушкин с отбитым носом, Россия. (450x600 123Kb)


В гости к Наталии Гончаровой

Калужская Свято-Тихонова пустынь
В нашем рекламном проспекте об этом месте было сказано только, что "здесь пекут очень вкусный хлеб". Пища телесная интересовала всех сильнее, чем духовная - сразу же нас подвезли к хлебной лавке (если я ничего не путаю в сторонах света, лавка находится возле Северных врат обители). Группа, которая, кстати, в дороге уже устроила себе затянувшийся завтрак, теперь кинулась запасаться выпечкой. Хлеб и правда был вкусный, но еще интереснее то, что он был разный - и черный с пряностями, и белый с луком, и ржаной, и какие-то пироги с повидлом, словом, глаза разбегались. Рядом кто-то сокрушался: "Ну что ж меня не предупредили, а я вчера хлеба домой накупила."

Относим запасы провизии в автобус и идем в монастырь. Честно говоря, я бы вполне удовольствовалась осмотром снаружи - всегда писала и пишу, что не люблю ходить на экскурсии в церкви и монастыри, неловко себя там чувствую. Но снаружи было пыльно и ветрено, а монастырь и правда очень красивый, так что я зашла внутрь.

Уж конечно, при входе стоял очень суровый дедушка с кипой юбок и платков. Сам он выглядел так, как в моем представлении должен был выглядеть дядька Черномор из сказки о царе Салтане - суровый товарищ с огромной косматой бородой и кустистыми бровями. Я со вздохом стала повязывать на себя юбку, а вот двум шедшим следом дамам юбок не досталось. Возможно, Черномор бы это как-нибудь пережил, если бы дамы не обрадовались столь демонстративно: они тут же громко заявили, что юбки - пережиток прошлого и совершенно им ни к чему. Вообще я была с ними согласна, но все-таки не стоило им при этом лопать только что купленный ржаной хлеб.

Так, с хлебом за щеками, они и протопали на территорию монастыря, где гордо уселись на скамейке перед храмом. Я в своей несуразной юбке поверх брюк поплелась следом и стала искать хороший ракурс, чтобы сфотографировать колокольню. Реформаторши недолго торжествовали победу над предрассудками - надо было понимать, что Черномор теперь не успокоится, пока не обегает весь монастырь и не отыщет еще пару юбок. Он радостно прибежал на площадь, крича: "Эй вы две! Вставайте! Юбки нашлись!". На что женщины, все еще продолжая жевать свой батон, безмятежно ответили:
- Да не волнуйтесь вы так! Вот доедим и пойдем.

Далее последовала захватывающая сцена, которая была бы просто забавна, если бы не происходила в монастыре, напротив главного храма. А с учетом этого обстоятельства надо признать, что обе стороны хороши. Дамы громко обличали все лицемерие нынешней православной церкви (но иногда не слишком внятно, потому что толком прожевать батон так и не успели), Черномор вопил, что тут не пляж, а обитель, и на некоторых, видимо, надо вообще чеченов напускать (?!). В итоге мракобесие победило, и женщины отправились обряжаться в юбки.

История обители. История уходит корнями аж в XV век. Именно тогда в Чудов монастырь пришел из Киева послушник, который принял здесь постриг под именем Тихона. После чего ему, разумеется, показалось, что в обители слишком шумно, и он отправился в глухие калужские леса (вот, я же знала, что все истории монастырей всегда так начинаются!) и поселился в дупле огромного дуба. Кстати, сейчас на этом месте стоит часовня, но мы ее не видели. Дубов таких я в калужских лесах не увидела тоже, видно, выродились.

Нетрудно догадаться, что человека, который уходит в леса молиться и очищать душу, другие люди в покое не оставят: однажды на монаха наткнулся местный князь Ярослав и велел ему проваливать (дупла что-ли жалко было?), однако у князя тут же онемела рука, которой он замахнулся на отшельника, - и он понял, что был сильно неправ. Так что раскаялся и даже уговорил Тихона основать в лесах обитель. Вот так и появился монастырь.

Потом обитель крепко потрепало в Смутное время - она была разрушена войсками Лжедмитрия II, но монахи ее восстановили. А наибольшего расцвета она достигла в конце XIX века: именно тогда была построена пятиярусная колокольня (около 75 метров) и еще несколько храмов. В 1918 году светлая полоса кончилась - монастырь был закрыт и за XX век пришел в упадок - многие соборы были разрушены, в частности - прекрасный Преображенский собор. Только в 1991 обитель начала возрождаться: храмы восстановили и здесь снова появились насельники. Сейчас вид у монастыря вполне цветущий - открыты монастырские гостиницы, трапезная для паломников, воскресная школа. Вот даже Черномора с юбками поставили. Так что жизнь продолжается.

Сейчас в обитель можно попасть из Москвы автобусами калужского направления - "Москва-Кондрово" и "Москва-Товарково" (до остановки с. Лев-Толстое) или поездом с Киевского вокзала до Калуги (но потом все равно придется ехать автобусом - понятия не имею, каким), а если на машине, то 174 км от Москвы по Киевскому шоссе, поворот на Медынь.

Помимо хлебной я успела зайти еще в монастырскую лавку, где и разжилась проспектом, из которого вычитала все вышеизложенные сведения (потому что экскурсовод наш, судя по всему, охрип и предоставил нам гулять по территории монастыря без комментариев). Лавка здесь с весьма богатым ассортиментом, но рассмотреть красивые иллюстрированные альбомы об истории монастыря я не успела, поскольку очень боялась, что автобус уедет без меня - вряд ли в группе кто-нибудь меня бы хватился, а время поджимало.

Полотняный Завод
Грузимся в автобус, едем дальше. Слушаем историю о мытарствах Пушкина, тщетно пытавшегося выцарапать из дедушки Натали Гончаровой приданое. Дедушка был тот еще жмот, судя по всему. Вообще из-за таких товарищей, как этот дедушка, Афанасий Гончаров, по-моему, и стоило бы устроить революцию и экспроприацию собственности, пока они сами все не спустили. Он унаследовал огромное состояние, отлично налаженное семейное дело - и сумел практически все растратить и промотать, да еще влезть в долги. На внучку у него денег не нашлось, зато он щедро снабжал приданым своих бывших любовниц, когда пристраивал их замуж. Вот такие типы и дискредитировали российское дворянство.

А вообще-то история усадьбы началась в 1718 году - вернее, даже раньше, когда Петр I задумал создать российский флот, и по его распоряжению калужский купец Тимофей Карамышев стал искать место для полотняно-парусной мануфактуры - паруса-то из чего-то делать нужно было. Место купец выбрал на реке Суходрев и в 1718 году построил здесь заводы, а позже позвал к себе в компаньоны еще двух купцов - Г. И. Щепочкина и Афанасия Абрамовича Гончарова. После смерти основателя Карамышева компаньоны разделили собственность, и владельцем заводов стал Афанасий Гончаров. К тому времени на фабриках производили не только полотно, но и бумагу - из отходов "парусного" производства.

Собственно, эта бумага, как я поняла, и спасла заводы потом, когда время парусного флота закончилось и спрос на паруса упал. А в XVIII веке под парусами Гончаровых плавал весь английский флот! Да и бумага Гончарова считалась лучшей в России - за подобные достижения купца произвели в коллежские асессоры, что давало право на потомственное дворянство. На рубеже 1760.1770-х годов в усадьбе появились господский дом и двухэтажный гостевой флигель - так называемый Красный дом. Тогда же начал создаваться и прекрасный парковый ансамбль - регулярный парк, английский пейзажный парк, гидропарк (каскад из 12 прудов с островками, мостиками и лодками). Кстати, если ничего не путаю, Полотняный завод - единственная усадьба в России, где промышленный комплекс расположен так близко к жилым домам (заводскую трубу видно из окон).

Бумажный завод действует до сих пор, а вот усадьба, как легко догадаться, благодаря стараниям непутевых наследников купца Афанасия, а также всем войнам и революциям XX века и неусыпным заботам советских и российских властей пришла в упадок. Восстанавливают ее до сих пор, хотя и явно медленными темпами. И все-таки сам господский дом сейчас открыт для посетителей - здесь музей и интерьеры комнат частично восстановлены. Особенно здорово восстановили парадную лестницу - говорят, совсем как при Гончаровых.

Мы посмотрели на самые известные комнаты этого дома. То есть вообще-то дворца, потому что любой особняк, где провела ночь царствующая особа, отныне может именоваться дворцом, а в Полотняном Заводе в 1775 году побывала Екатерина Великая. Она заночевала в так называемой ²мраморной спальне⌡, специально для нее подготовленной, подарила Афанасию Гончарову кубок с душевной надписью (сейчас представлен в витрине музея) и пожаловала герб: серебряная шестиконечная звезда и серебряная шпага на голубом и красном поле.

Еще одна "историческая" комната усадьбы получила название "кутузовской", поскольку в ней несколько дней провел знаменитый фельдмаршал (здесь после сражения под Малоярославцем располагался его штаб).

Но мне больше запомнились не исторические комнаты, а столовая и Большая гостиная. Интересно, что раньше в Большой гостиной не было потолка, отделяющего ее от третьего этажа - получался такой зал с высоким сводом, освещенный через два ряда окон - одни над другими. Следующая за гостиной - диванная, или Китайская комната, все ее стены обтянуты китайскими тканями, а интерьер украшен китайскими фарфоровыми вазами. Здесь гости во время бала отдыхали и могли выкурить трубку.

Напоследок нас привели в "комнату с канарейками" - этот зал посвящен истории усадьбы в XX веке. А канарейки самые что ни на есть современные - чирикают так, что даже в холле слышно.

Пока группа за экскурсоводом просачивалась в узкие двери комнат, я выглядывала в окна, пытаясь представить, каково это - жить в таком вот доме, быть его хозяйкой и каждый день иметь возможность гулять по своему собственному парку. С другой стороны, во времена Гончаровых не было электричества и водопровода (телевидения и компьютеров даже не особо жалко, а вот без горячей ванной как-то неуютно), а также лекарств от оспы и чахотки. И я уж молчу про права женщин, которые грубо нарушались. В общем, времена не выбирают. Утешившись этими мыслями, я следом за остальными выбралась во двор.

Парк
Вообще-то моя опытная подруга перед поездкой рекомендовала мне непременно осмотреть еще усадьбу Чернышевых с какой-то очень красивой плотиной, и даже объясняла, как туда пройти. Слава Богу, я не пошла искать это место, потому что позже выяснилось, что подруга (тоже, вероятно, измученная авитаминозом и недосыпом) решила, что я еду в Ярополец.

А мы побрели по парку к беседке над рекой Суходрев. Вот тут то я и поняла, как я была наивна, когда думала, что подышу свежим весенним воздухом и проветрюсь после городской пыли. Отличное время выбрала! Последний снег давно растаял, ничего зеленого кроме сосновых крон в округе не наблюдалось, ветер гонял по пыльным полям мусор, а в воздухе почему-то пахло гарью. Мне кажется, пыль из меня вытряхивалась потом еще дня два.

Еще наводила тоску остановка вокруг усадьбы - прекрасный вид на главный дом портили какие-то заборы, унылые сараи и руины непонятно чего (но явно чего-то современного, так как даже до своего разрушения оно имело убогий вид). С трудом нашла несколько точек, откуда можно было сфотографировать хоть кусочек усадьбы без этого окружения. Конечно, в нашем советском прошлом здесь наверное строили что-то полезное, но почему же эти постройки выглядели так омерзительно?! А уж теперь, когда они пришли в упадок.

К счастью, мы оставили эти приметы цивилизации позади и углубились в английский парк. Мы до-о-олго шли по аллее - впереди с солидным отрывом экскурсовод (в парке он ограничился тем, что указывал нам направление маршрута, предоставляя по пути возможность развлекаться разговорами самостоятельно. Народ и развлекался, поэтому сильно отстал. Я шла где-то между экскурсоводом и основной группой, поэтому однажды все-таки изловчилась его догнать и узнать, что этот парк - не совсем правильный.

В настоящем английском пейзажном парке главная аллея все равно должна быть прямой, а эта - поворачивает в сторону. Но аллея была красивая. Я вообще люблю аллеи. Есть в них что-то романтичное. Думаю, аллея была бы еще красивее, если бы на деревьях листья появились, а так она производила своеобразное впечатление - когда солнце пряталось за тучи, у меня возникали ассоциации не с парками из романов Джейн Остин, а с готическими романами.

И аллея была очень длинная. В какой-то момент этого безмолвного (для нас с экскурсоводом) путешествия я начала всерьез опасаться, что она никогда не кончится. Но она кончилась - памятником Пушкину и беседкой. Здесь нас ждал сюрприз, потому что у памятника какие-то добрые люди успели отколотить нос. "Как будто не русские!" - печально прокомментировал экскурсовод. Безносый Пушкин с одного бока смотрелся просто жутковато. Подоспевшие экскурсанты обошли его со всех сторон и принялись уверять нас, что с другого бока кусок носа все-таки уцелел и памятник выглядит не столь зловеще. Я огляделась вокруг и решила: прав был поэт, когда писал, что к нему не зарастет народная тропа.

Не заросла: вокруг беседки валялась уйма мусора, оставшегося, вероятно, от литературных собраний местных любителей поэзии. Особенно настраивали на культурную волну пивные бутылки и банки из-под шпрот. Я почему-то вспомнила, как в Горках Ленинских смотрители музея возмущались какой-то парой молодоженов, вздумавшей сфотографироваться на коленях у памятника Ленину: дескать, должно же быть у людей какое-то уважение к историческим личностям. Эх, тех бы смотрителей сюда, они бы не цеплялись почем зря к своим молодоженам: те хоть нос у Ленина не откалывали!

Правда, с другой стороны, если поразмыслить хорошенько, не очень понятно, почему здесь памятник Пушкину. Он, конечно, великий поэт, но не он же строил усадьбу и вообще имел к ней самое косвенное отношение. Почему бы не поставить памятник Афанасию Гончарову, который создал эти заводы, парк и все прочее? И, кроме того, внес огромный вклад в экономику российской империи. Это для меня такая же тайна, как и вопрос о том, почему музей изобразительных искусств в Москве, созданный усилиями отца Марины Цветаевой и до революции называвшийся Цветаевским, теперь Пушкинский.

Ну вот, мы побродили вокруг памятника, потом люди пофотографировались в беседке, старательно выбирая ракурсы, в которых бы не был виден мусор, и все побрели по бесконечной аллее обратно.

Вывод: усадьба стоит того, чтобы на нее посмотреть, но лучше всего делать это летом, когда пейзаж и впрямь вызывает ассоциации с пушкинскими стихами, а гулять по парку в сто раз приятнее. К тому же в первое воскресенье июня здесь проходит пушкинский праздник, а 8 сентября здесь отмечают именины Натали Гончаровой и в усадьбу приезжают потомки Гончаровых, живущие сейчас за границей.

А вообще музей работает ежедневно с 10 до 18.00, кроме понедельника и вторника.

Ковыляю по двору усадьбы к автобусу и натыкаюсь на местную жительницу, выгуливающую свору болонок. Ее мопс отчего-то прикипел душой к моим брюками и порывается следом за ними уехать в Москву. Пока женщина оттаскивает эту сардельку на лапках, выясняется, что сама она прописана в Москве, да еще и на соседней улице. Ну конечно, мир тесен. Умудрились же наши знакомые из Хабаровска однажды на экскурсии в Питере встретить своих друзей из того же Хабаровска.

И снова юбки.
Садимся в автобус и катимся к последнему пункту маршрута - к Святому источнику Тихоновой пустыни, расположенному в стороне от монастыря. Вылезаем из автобуса. Дамы готовят пластиковые бутылки. Экскурсовод объясняет, в какую сторону нам топать, и самоустраняется. Идем к входу на территорию (скита, что ли - короче, за воротами начинается дорога к источнику). За моей спиной девушка из группы шепчет матери: "Я туда не пойду, вон опять эти церберы с юбками!". И впрямь, возле ворот два суровых товарища с грудой юбок шипят на посетительниц. Когда один из них начал на полном серьезе пояснять даме из группы, что она неправильно повязала на себя юбку (надо не поверх куртки, а под курткой, поверх брюк), я поняла, что не выдержу больше этого маразма, и пусть на источник любуются более благочестивые люди.

Так что оставшиеся до отъезда 30 минут я гуляла по окрестному лесу (голому и пыльному) и фотографировала первые почки на деревьях. Почки очень меня радовали - они напоминали, что все-таки весна уже совсем-совсем близко, а за ней и лето - и новые поездки.

Кстати, поскольку фотографии, как обычно, н желают размещаться на сайте, оставляю ссылку на фотоальбом. Они, конечно, бездарные, так что не призываю никого на них любоваться, но хоть представление о местности составить по ним можно...

 добавить свой рассказ


КОММЕНТАРИИ ПО РАССКАЗУ





SVALI.RU
©Данио-Пресс 2005. Все права защищены.
Использование материалов сайта возможно только с согласия администрации сервера.
По вопросам рекламы и размещения информации обращаться сюда.
Рекламно-информационное агентство 'Данио-Пресс'
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100